электронные компоненты

 
 
 
 

istoria v cifrax

nahi preimuhestva

professii i specialnosti

trudoustroystvo vypusknikov

otzyvy

COSK

 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

 

Чесноков И.В.,

преподаватель экономики

 

Мы живем в эпоху коренных изменений, когда строится архитектура новой мировой экономики, основанной на информационных технологиях. Компью­терные технологии охватывают сегодня все сферы нашей жизни - от политики и религии до на­уки и общения - и ведут к существенным изменениям в хозяйственной деятельности предприятий, домашних хозяйств, влекут за собой изменения в профессиональном профиле, изменяют образ мышления и восприятия человека.

Мы видим, как в рамках происходящих изменений человек становится более самостоятель­ным, привыкает занимать ак­тивную позицию, высказываться, моделировать свое время и внеш­нюю среду в соответствии с собст­венными интересами. Это дает ему возможность более осознанно, чем раньше, подходить к своему выбо­ру, или, точнее, делает его выбор в большей степени основанным на собственных интересах и потреб­ностях.

Цель образования в этих условиях состоит в том, чтобы помочь молодому человеку осознать происходящие в экономике и обществе измене­ния, приспособиться или подготовиться к ним. Именно школа призвана подготовить детей и подростков к решению текущих и будущих жизненно важных проблем.

Как нельзя лучше эту задачу позволяют решить уроки экономики, на которых подростки не только узнают, как устроена современная экономика, но учатся анализировать происходящие в ней события и процессы, принимают самостоятельные решения, руководствуясь полученным опытом и знаниями. При этом приоритет отдается умению работать с информацией, приобретать и эффективно использовать знания, активно взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса. Информация и коммуникация – вот две ключевые стороны современного урока экономики.

Основная задача преподавателя на уроке экономики состоит в том, чтобы организовать процесс обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктив­ным и творческим.

Для эффективного индивидуального и совместного обучения все большее применение находит использование новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Обучение с применением ИКТ происходит обычно на базе соответствующего программного обеспечения. Различают следующие основные организационные формы применения учебных компьютерных программ:

  1. индивидуальное обучение с применением учебных компьютерных программ без прямого контакта с учителем или другими учащимися;
  2. телеобучение с опосредованным социальным контактом через цифровые сети;
  3. обучение с применением ИКТ на основе прямого социального контакта, в рамках которого учебным компьютерным программам отводятся подчиненные социальным процессам в учебной группе отдельные дидактические функции.

Наиболее распространенным средством обучения экономике является обучение с применением ИКТ при непосредственном социальном контакте. Для этого используются интерактивные учебники, учебные пособия по экономике, сопровождающиеся мультимедийными презентациями. Наиболее интересен вышедший в 2007 году в издательстве «Вита-Пресс» новый базовый курс «Экономики», разработанный А. Киреевым. Учебник сопровождается диском с мультимедийными презентациями всех тем курса, а также заданиями с использованием Интернета. Таким образом, работа с разными источниками информации позволяет ребятам получить гибкие полезные специальные знания. Подросток не просто получает информацию из Интернета или учебника, но учится оценивать ее так, чтобы можно о использовать для решения конкретных проблем.

Незаменимыми в процессе обучения экономике являются интерактивные обучающие программы, моделирующие деятельность различных субъектов экономики. Играя в компьютерные экономические игры, ребята вместе с новыми знаниями получают возможность оценить и развить собственные предпринимательские способности.

Наиболее популярной у нас в техникуме является компьютерная игра «МЭКОМ» (Моделирование Экономики и Менеджмента), которая используется на уроках экономики в рамках изучения темы «Конкуренция», а также на занятиях в математических классах в рамках элективного курса «Экономическое моделирование».

Игра МЭКОМ является составной частью программы "Современная Экономика", разработанной Международным центром экономического и бизнес образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭКОМ ранее входили в программы экономических олимпиад, а сейчас проводятся сети Internet. Игра моделирует деятельность предприятия по производству и реализации продукции в условиях олигопольного рынка. Участники игры являются менеджерами компании. Игра состоит из нескольких периодов. В ходе игры каждый период участникам предстоит принимать пять решений, определяющих деятельность фирмы:

  1. установить цену на продукты;
  2. определиться в загрузке фабрики;
  3. сделать вложения в маркетинг;
  4. произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные капитальные вложения;
  5. определиться с затратами на НИОКР (научно-исследовательскую работу).

Проведение игры требует от ее организатора наличия одного компьютера и одного принтера. Сетевая версия игры, к сожалению, на сегодняшний день нам недоступна. Подобная «МЭКОМ» интерактивная обучающая программа «Никсдорф КАРЛ» - компьютеризированный учебный курс экономики предприятия – распространяется бесплатно через Internet, но он предназначен либо для самостоятельной работы учащегося, либо для организации занятий с группой в компьютерном классе, что не всегда можно сделать.

В качестве перспективы развития идей моделирования на уроках экономики интересно было бы заняться собственной разработкой игр, в большей степени опирающихся на российские нюансы экономических взаимоотношений, а также попытаться предложить это сделать учащимся.

image1

hagi

vk