электронные компоненты

 
 
 
 

istoria v cifrax

nahi preimuhestva

professii i specialnosti

trudoustroystvo vypusknikov

otzyvy

COSK

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Шамрай Л.Э.,

заместитель директора по УМР

 

О возрастающей роли образования в период перехода России к демократическому и правовому государству, при существующей опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного роста говорится в концепции модернизации российского образования до 2010 года. Информационное общество, которое сложилось благодаря массовому использованию современных технологий, диктует свои требования к системе образования: повышение качества, конкурентоспособности, динамическое и опережающее развитие. Одним из приоритетных направлений модернизации российской школы, на которое обращает внимание Концепция, является информатизация. Информационные технологии, упрощающие работу с информацией, способны помочь системе образования выполнять запросы общественности и выпускать специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Под информатизацией педагогического процесса рассматривается комплекс мероприятий по обучению педагогической общественности и учащихся современным информационным технологиям, вовлечению их в активное использование глобальной сети Интернет, формированию информационной культуры. Таким образом, владение информационными технологиями всеми участниками образовательного процесса должно достигать уровня, позволяющего использовать их в профессиональной деятельности.

Условий внедрения информационных технологий в педагогический процесс много, одним из основных хочется выделить подготовку педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс. Проблему подготовки преподавателей к информатизации образовательного учреждения призваны решать курсы повышения квалификации преподавательского состава, которые в проводились как в нашем учебном заведении, так и в Белгородском региональном институте повышения квалификации. Преподаватель информатики Безухова Е.А. разработала программу курсов для преподавателей и мастеров п/о.

Цель курса «Информационно-коммуникационные технологии – методическая поддержка преподавателя» - научить преподавателей использовать информационные технологии в своей деятельности, предоставить возможность личностного, профессионального роста и самообразования. На начальном этапе подготовки преподавателей необходимо выяснить уровни владения перспективными компьютерными технологиями всего педагогического коллектива. Совершенно условно можно выделить три уровня информационной компетенции преподавательского состава:

Первый – умение работать с текстовой информацией

Второй – умение работать с пакетом MS Office, Интернетом и электронной почтой

Третий, профессиональный уровень, – умение использовать программные средства по профилю учебной дисциплины.

Такое разделение является неточным, т.к. часть преподавателей, умеющих работать с текстовой информацией или Интернетом не соблюдают основных правил Word, слабо ориентируются в системе MS Windows, однако, к примеру, работают в музыкальных или графических редакторах, тогда как другие владеют только текстовым редактором и не используют другие возможности компьютера.

В зависимости от уровня подготовки, профильной направленности, программа курсов предлагает слушателям обучение, необходимое в профессиональной деятельности.

Учебный курс рассчитан на 12 часов, ориентируется на основной профиль нашего образовательного заведения и носит практический характер. Инвариантная часть курса должна обеспечить преподавателя и куратора методической поддержкой, помочь в организации воспитательной и учебной деятельности. Вариативная часть должна научить использовать информационные технологии в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины.

  1. В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
  2. Повышение компьютерной грамотности преподавателей
  3. Знакомство с новыми педагогическими технологиями, применяемыми на базе ИКТ
  4. Использование компьютерных технологий в методической работе преподавателя
  5. Применение электронных таблиц в образовательной деятельности
  6. Мультимедиа-технологии и электронные учебники
  7. Использование Интернет-технологий в профессиональном обеспечении преподавателя
  8. Телекоммуникационные проекты и элементы дистанционного обучения

Практические работы построены таким образом, что по окончании курса, преподаватели выходят с портфелем работ, готовых к применению на своих уроках. В этот портфель входят:

  • презентация по определенной теме,
  • тест-лекция (лекция с элементами тестирования),
  • кроссворды и тесты по предмету,
  • электронные таблицы, помогающие рассчитать успеваемость и средний балл,
  • качество знаний и рейтинг студентов,
  • банк информационных ресурсов по конкретной дисциплине,
  • разработка проекта, осуществляемого дистанционно методические разработки, выполненные в приложениях MS Office,
  • электронный тест в среде Test Banker.

Кроме того, преподаватели знакомятся с секретами Word, учатся работать с электронной почтой и осуществлять поиск информации в Интернете, работать с мультимедиа-энциклопедиями и готовыми электронными учебниками, общаться со студентами или коллегами на форуме, который организован на внутреннем сайте нашего учебного заведения.

В течение учебного года методической службой техникума проделана следующая работа в рамках решения поставленных задач по внедрению ИКТ в учебный процесс:

  • Разработана программа информатизации ГОУ СПО «Белгородский политехнический техникум» на 2008-2013 годы, - Продолжена работа над формированием фонда медиатеки более чем из 100 компакт- дисков ( в том числе и с программным обеспечением, обучающими программами по спецпредметам, мультимедийным сопровождением по общеобразовательным предметам)
  • Значительно укрепилась материально-техническая база: на конец учебного года в техникуме насчитывается 130 единиц IBM – совместимой техники. ИЗ них 72 компьютера обеспечивают потребности учебного процесса. На 12,5 студентов приходится 1 компьютер ( из числа установленных в компьютерных классах). В учебном заведении оборудовано компьютерной техникой 6 кабинетов: 2 – информатика и 4- специальных дисциплин, имеется всего 59 АРМ;
  • Создана единая телекоммуникационная система техникума. Локальная сеть объединяет 102 компьютера, 6 компьютерных классов, библиотеку, 4 административно-хозяйственных подразделения;
  • Имеется 18 мультимедийных проекторов , 20 принтеров, 10 сканеров, 8 графических планшетов, цифровые фото- и видеокамеры, 2 ноутбука, 1 интерактивная доска;
  • Создан внутренний сайт;
  • Осуществлялась диагностика педагогического потенциала на предмет готовности и умения использования информационных технологий в учебной деятельности.
  • Мониторинг готовности и умения использовать ИКТ показал, что количество сотрудников, имеющих навыки работы с компьютером составляет более 70%. - В начале учебного года в техникуме ( тогда лицея) была открыта локальная экспериментальная площадка в совместном взаимодействии и БелРИПКиППС по проблеме «Системное использование ИКТ в предметной деятельности педагога учреждений НПО(СПО)» Назначен научный руководитель – Кубрина Елена Викторовна. Составлен план работы, определен ход эксперимента.
  • Создана творческая группа ( 12 человек), с целью более глубокого внедрения и использовании информационных технологий. В плане творческой группы, которая в процессе работы разбилась на микрогруппы, отражены как теоретические, так и практические занятия. В течение года проведено12 заседаний, из них 6 – практических. В течение года членами творческой группы дано 9 открытых уроков с применением ИКТ, причем цифровые образовательные ресурсы, использованные во время уроков, были созданы самими преподавателями в процессе подготовки.

Радует, что ИКТ применяется не только в учебной, но и воспитательной работе: стало нормой проведение классных часов, бесед, предметных декад, внеклассных мероприятий с применением компьютера.

Нужно отметить, что в техникуме часть преподавателей применяет в своей деятельности готовые электронные учебники, разрабатывает и внедряет собственные цифровые электронные ресурсы, адаптирует готовые электронные программы. Но у части преподавателей и, особенно, мастеров п/о еще низкая мотивация на работу в новом направлении. Процесс информатизации идет не так быстро, как хотелось бы. Переход от одного состояния в другое, работа в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях, как правило, требует от педагогов специальных усилий. Нельзя сказать, что тормозом является нехватка компьютерной техники. В техникуме ее много, больше чем где-либо. Наверное, не всегда преподаватель готов использовать в своей работе новейшие информационные технологии, большинство еще использует только традиционные формы проведения урока. Проблема не в том, что люди плохо воспринимают новые идеи, а в том, что они с трудом отказываются от старых.

image1

hagi

vk